Методическая работа


ФГОС начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных для реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения.
В основе ФГОС начального общего образования лежит системно-деятельный подход, который предполагает:
- воспитание             и    развитие   качеств    личности,   отвечающих   требованиям информационного общества, инновационной экономики;
- ориентацию на результаты образования, как система образующий компонент ФГОС, где развитие         личности            обучающегося                      на    основе   
усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
В соответствии с ФГОС при итоговой оценке качества усвоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач, в том числе, и на основе коммуникативных и информационных умений. В связи с этим, в целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного   процесса     должны    создаваться условия, обеспечивающие возможность:
- использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельного типа;
- эффективной             самостоятельной   работы   обучающихся   при поддержке педагогических работников;
- обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации;

- эффективного управления образовательным учреждением с использованием ИКТ- технологий;
- формирование информационно-образовательной среды образовательного учреждения.
Реализация задач, поставленных ФГОС начального общего образования должна способствовать повышению качества как начального общего образования, так и образования в целом.
В связи с принятием национальной инициативы «Наша новая школа» и переходом на новые образовательные стандарты акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.      Главная идея компетентностного подхода: «нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации».
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной  образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.
Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее применение в практике преподавания начальных классов. Причин тому несколько:
      необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
      актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.)
      актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
      применение дифференцированного обучения и индивидуального подхода при работе с одаренными детьми и детьми имеющих особые образовательные потребности;
      значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразо­вания. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, учащиеся об­ращаются не только к учебникам, но и к  другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет, школьной медиатеке.
Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал, а включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.
Объектом моей педагогической деятельности выступает процесс формирования информационной компетенции учащихся.

Предметом – информационная компетенция учащихся.
Цель – создание условий для формирования информационной компетенции учащихся через использование проектных технологий.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформули­рованы следующие задачи:
1.       Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и нормативно-правовую основу по данной теме.
2.       Познакомиться с классификацией ключевых компетенций учащихся начальных классов.
3.       Освоить методику проектных технологий в образовательном процессе начальной школы.
4.       Определить педагогические условия, способствующие эффективной реализации процесса формирования информа­ционной компетенции учащихся начальных классов с использованием проектных технологий;
5.       Проанализировать педагогическую деятельности за 2009-2014 уч. годы.
6.       Спланировать педагогическую деятельность на следующий межаттестационный период.
Я предполагаю, что форми­рование информационной компетенции учащихся с использованием проектных технологий будет более эффективным, если будут созданы следующие педагогические условия:
– организация и поддержка разнообразных видов деятельности обучающихся, ориентация на личность обучающихся, развитие способностей;
– вовлечение обучающихся во внеурочную проектную деятельность;
– участие учащихся в творческих конкурсах, интеллектуальных играх разного уровня;
– использование в профессиональной деятельности педагога информационно-коммуникационные технологии;
– расширение взаимосвязей с учреждениями культуры и дополнительного образования;
 – повышение уровня профессиональной квалификации педагога в области проектных технологий.
Формирование    и             развитие             информационной компетентности                                 обучающихся включает в себя     становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.
Формирование конкурентоспособной личности начинается уже в начальной школе, а может быть еще и раньше. Специфика воспитания такой личности в младшем школьном возрасте в условиях реалий современного образования заключается в следующем: нам нужны деятельностные формы и методы обучения, т.е. групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные. Именно с их помощью можно решить важнейшие задачи, которые выдвигает перед образованием современная действительность: развить у учащихся самостоятельность и ответственность; сформировать умение отстаивать свои права; развить способность к созидательной деятельности; воспитать толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Поэтому нашей целью является создание условий на первой ступени обучения для реализации компетентностного подхода через использование метода проектов.
Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций учащихся:
      формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся;
      осваиваются основы исследовательской деятельности;
      создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);
      предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);
      развивается способность к рефлексии.
В основе проектных технологий лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Главная идея проектной деятельности состоит в том, что лишь та деятельность выполняется учеником с большим увлечением, которая выбрана им самостоятельно. Именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях.    
Проектное обучение позволяет реализовать следующие цели обучения:
·       Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника процесса, его самореализации и рефлексии.
·       Развивать осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, развитие коммуникабельности.
·       Развивать исследовательские умения.
Использование проектной деятельности решает сразу несколько задач в сфере обучения и воспитания: каждый ученик может проявить себя как творческая личность; каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе»;  добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения; у учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах; школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации; работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность; фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.

Комментариев нет: