С введением ФГОС обучающиеся с
ОВЗ наряду со всеми имеют право на получение общего образования Согласно статье
42 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» No273-ФЗ, обучающийся, испытывающий трудности в освоении основных
образовательных программ, развитии и социальной адаптации «вправе получать
психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь». Одним из требований
образовательных стандартов является сопровождение учащихся, испытывающих
трудности в обучении. Важным условием реализации программы сопровождения детей
начальных классов является сотрудничество учителей со всеми специалистами:
учителями-предметниками, социальными педагогами, психологами, дефектологами,
логопедами, учителями ГПД, медиками, родителями (законными представителями).
Введение ФГОС НОО предлагает в
качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и
личностные. Результаты деятельности школьного учителя-логопеда напрямую влияют
на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, что, как мы
видим, является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в
основной школе. С введением нового стандарта начального общего образования
обучающихся с ОВЗ, деятельность школьного учителя-логопеда как полноценного
участника образовательного процесса должна стать более значимой. Программа
сопровождения обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной
помощи детям в освоении основных учебных программ начального общего
образования, коррекционных недостатков в физическом и психическом развитии, их
социальной адаптации.
Служба сопровождения в школе
работает по личностно-ориентированной модели. Цель усилий всей команды – не
только ребёнка адаптировать к образовательному процессу, но и процесс
«приспособить» к ребёнку, его образовательным потребностям и способностям,
сделать его более экологичным. Основной задачей учреждения является подготовка
детей к самостоятельной жизни и их успешной адаптации в обществе. Обучение
воспитанников строится на принципах защиты прав и интересов детей.
Логопедическое сопровождение
обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках психолого-педагогического консилиума
школы. Учитель-логопед является членом команды специалистов, реализующих
психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном
образовательном пространстве.
В соответствии с Распоряжением
Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 «Об утверждении примерного Положения
об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность» утверждено в новой редакции (Распоряжение
Минпросвещения РФ от 06.04.2021 № Р-77). Количество обучающихся, имеющих
заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) с
рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из
рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6 - 12 указанных
обучающихся.
На сегодняшний день существует противоречие – между разработанной
нормативной базой, регламентами, порядком организации логопедического
сопровождения обучающихся с ОВЗ и реальной ситуацией в общеобразовательных
организациях. Речевые нарушения приобретают все более тяжелые формы дефектов,
сочетающиеся с задержкой психического развития резедуально-органического и
социального генеза. Необходимо отметить, что на сегодняшний день речевая
патология становится все сложнее. Дети начинают говорить позже, чем их
сверстники 10-15 лет назад. Количество детей с речевыми дефектами постоянно
растет (превышая норму на 1 штатную еденицу), а нарушения выражены более резко
как в плане звукопроизношения, так и в отношении таких сторон речи как
фонетико-фонетическая, лексико-грамматическая, связная речь. Патологии носят
системный характер. Таким детям необходим комплексный подход.
Выявленное
противоречие позволило следующим образом сформулировать проблему: каковы педагогические условия, способствующие коррекция
речевых нарушений у обучающихся с особыми образовательными
потребностями с использованием современных
образовательных технологий.
Объектом
моей педагогической деятельности выступает процесс коррекции
речевых нарушений.
Предметом – коммуникативная
компетенция учащихся.
Цель – коррекция
речевых нарушений у обучающихся с особыми образовательными потребностями с использованием современных образовательных технологий.
В
соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы
следующие задачи:
-
осуществлять
обучение, воспитание и развитие обучающихся с учётом их
психолого-физиологических особенностей, применяя современные образовательные
технологии, опираясь на достижения в области педагогической и психологической
наук, способствовать социализации личности воспитанников;
-
осуществлять
коррекцию недостатков в развитии, компенсацию нарушенных функций, формирование
универсальных учебных действий и личностного развития обучающихся;
-
расширять
образовательное пространство обучающихся через организацию внеклассной работы,
вовлечение их в конкурсное движение;
-
обобщение
и представление педагогического опыта по коррекции речевых нарушений у
обучающихся с особыми образовательными потребностями в соответствии с
требованиями ФГОС с ОВЗ;
-
систематическое
повышение квалификации.
Глава
1. Анализ условий организации работы учителя-логопеда в образовательной
организации
Формирование полноценной учебной
деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который
предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также
умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях
общения.
Очень много детей приходит в
школу, не посещающих детские сады и с ними не проводилась работа по
формированию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя
речи. Недостаточная сформированность фонетических, фонематических и
лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозом общее
недоразвитие речи, препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения
звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении
фонематическим анализом и синтезом. Ограниченность словарного запаса детей
проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего
являются ошибки в понимании и употреблении слов.
Опыт обучения таких детей
свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по
профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного
обучения.
1.1.
Организационно-педагогические условия
Организационно-методическое
направление работы учителя-логопеда заключается:
1. В разработке индивидуально-ориентированных
коррекционно-развивающих программ.
2. В помощи в составлении адаптированной образовательной программы
для детей с ОВЗ.
3. В подборе дидактических и методических материалов.
4. В ведении документации.
Коррекционно-развивающее
направление работы учителя-логопеда включает в себя реализацию
коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития
обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому
коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.
В содержание данного направления
входят следующие аспекты:
1.
Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и
приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
2.
Организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по коррекции
нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков
детей с ОВЗ.
Цель: оказание своевременной помощи,
направленной на устранение имеющихся пробелов в развитии устной и письменной
речи.
Коррекционно-развивающие занятия
с учащимися 1-4 классов проводились как индивидуально, так и в группах, в
соответствии с расписанием. Группы комплектовались с учётом вида речевой
патологии по 4-5 человек Учителем-логопедом были разработаны и реализованы
следующие программы (См. прил. 1):
-
РП
«Коррекция устной и письменной речи обучающихся 1-4 классов с ОВЗ»
-
РП
«Коррекция письменной речи обучающихся 5-9 классов с ОВЗ»
-
РП
«Коррекция звукопроизношения обучающихся 1 классов с ОВЗ»
Специфика логопедической работы
с учащимися с ОВЗ:
- Максимальное использование
сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)
- Дифференцированный подход
(психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)
- Частый повтор упражнений с
элементами новизны
- Частая смена видов деятельности
(быстрая утомляемость)
- Дозировка заданий и речевого
материала (постепенное усложнение)
- Конкретность и доступность
заданий
- Умеренный темп работы
-
Постоянное
поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы,
наглядность и т. д.)
1.2.
Педагогические технологии
На коррекционно-развивающих
занятиях особое внимание уделяется здоровьесбережению обучающихся. Здоровьесберегающие технологии –
неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы.
Ведущий принцип – учет
личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет
детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе
воспитания и обучения.
Благодаря использованию
здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
-
улучшение
памяти, внимания, мышления;
-
повышение
способности к произвольному контролю;
-
улучшение
общего эмоционального состояния;
-
повышается
работоспособность, уверенность в себе;
-
стимулируются
двигательные функции;
-
снижает
утомляемость;
-
улучшаются
пространственные представления;
-
развивается
дыхательный и артикуляционный аппарат;
-
стимулируется
речевая функция;
-
улучшается
соматическое состояние.
В своей работе я использую кинезиологические упражнения. Они
активизируют различные отделы коры больших полушарий, развивают способности,
память, внимание, речь, мышление. Уровень развития речи детей находится в
прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к
мышлению, а не наоборот.
Кинезиологические упражнения,
иначе называемые «гимнастикой мозга», помогают моим обучабщимся стать
внимательными, активными, и улучшают их учебные достижения!
Основателями кинезиологии
являются американские педагоги, доктора
наук Пол и Гейл Деннисоны. Как справедливо заметил Мишель де Монтель мозг,
хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. Секрет красоты и
молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни
использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой
мозг в активном состоянии.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
- четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга.
Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками
одновременно. Приготовились.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок-
И зажали в кулачок.
«Ухо – нос – хлопок» - левой
рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо.
Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с
«точностью до наоборот».
«Су-джок»
терапия. При
помощи массажа «Су-джок» происходит воздействие на точки кистей рук, что
способствует стимуляции речевых зон коры головного мозга и снятию напряжения.
Развитие мелкой моторики способствует развитию высших корковых функций: памяти,
внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения,
работоспособности, усидчивости. Происходит снятие напряжения, развитие
познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Рекомендуем массаж выполнять
в начале занятия, в середине и перед выполнением письменных работ. Стихи мои
дети заучивают и проговаривают вместе с движениями. Движения пальцев рук
стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.
Упражнение
«Будь здоров»
Чтоб здоров был пальчик наш
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрем,
И к другому перейдем.
«Мы колечки надеваем»
Мы колечки надеваем,
Пальцы наши украшаем.
Надеваем и снимаем,
Пальцы наши упражняем.
Будь здоров, ты пальчик мой,
И дружи всегда со мной.
Биоэнергопластика. Развивает артикуляционную и
мелкую моторику, координацию движений, активизирует интеллектуальную
деятельность. Бионергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает
моторные возможности ребёнка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения,
фонематических процессов.
Основной принцип
биоэнергопластики — это сопряженная работа кистей, пальцев рук и
артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого
аппарата.
Использовать можно музыкальное
сопровождение, персонажи, перчатки, счет, стихи, презентационные материалы.
Благодаря совместному движению руки и артикуляционного аппарата активизируется
естественное распределение биоэнергии в организме. Развивается координация
движений и мелкая моторика, формируются кинестетические ощущения.
Биоэнергопастика направлена на
совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует
активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря
упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение,
при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и
соответственно речь.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ
«АЛФАВИТ»
Синхронизирует работу полушарий
головного мозга. Нужно произносит верхнюю букву в паре и поднимать правую руку,
если снизу буквы «П», и левую руку, если снизу буква «Л». Если снизу буква «О»,
то одновременно поднимает обе руки.
На своих занятиях я использую
артикуляционные упражнения с элементами биоэнергопластики в форме сказок.
Мнемотехника - (от греч. mnemonikon –
искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения
запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Феноменальная память - это не
дар. Это навык.
Приемы мнемотехники я использую
для составления описательных рассказов, пересказа текста, запоминания и
проговаривания скороговорок, стихов и потешек.
Виды мнемотехник:
1.
Мнемоквадрат
2.
Мнемодорожки
3.
Мнемотаблица
Мнемотаблица - это схема, в
которую заложена определенная
информация. С помощью приёмов
мнемотехники я облегчаю запоминание, развиваю образное мышление, снимаю
эмоциональное напряжения, формирую интерес к учёбе, снижаю тревожность.
Варианты игр с мнемотаблицами:
1.
Восстановить последовательность картинок по памяти;
2.
Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся
к данной теме;
3.
Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;
4.
Найти лишнюю картинку;
5.
Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
6.
«Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные
мнемотаблицы);
7.
Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай». Взрослый читает отрывок текста, а
ребенок находит картинку.
Занятие состоит из нескольких
этапов:
1
этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2
этап. Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из
символов в образы.
3
этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа с
опорой на образы, то есть происходит отработка метода запоминания.
Как сказал К.Д. Ушинский Если
ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. В своей работе я
использую мнемотаблицы, как эффективное средство профилактики аграмматической
дисграфии.
Я активно использую игровые технологии в своей деятельности.
Являюсь пользователем развивающего портала
«Мерсибо», который позволил мне использовать в своей работе
инновационные педагогические технологии и интерактивные методы обучения. База
интерактивных игр «Мерсибо» позволяет решить задачи в соответствии с ФГОС по
развитию речи детей, наиболее эффективным для ребенка способом – в игре.
1.
Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата.
2.
Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи.
3.
Игровые технологии для развития мелкой моторики.
4.
Игровые технологии для развития общей моторики.
С помощью камешков Марблс и фигурок воздействую на биологически активные
точки кистей рук, стимулирую речевые зоны коры головного мозга, снимаю
негативное напряжение.
С камешками Марблс дети
выполняются задания «Морское дно», «Цветочная поляна», «Приведи пчелку к
домику» и т. д. Упражнения с камешками тренируют у детей мелкую моторику,
ловкость, глазомер, координацию движений, привлекают внимание, вызывают
положительные реакции, радость, улыбку.
Игры
на липучках: дифференциация звуков «Лётчики», «Ларец», падежи (П. п.) «Девочка
мечтает о…» и др.
-
Обучение
чтению, автоматизация дифференциация звуков – круги.
-
Игры
с прищепками «Найди звук».
-
Грамматические
круги «Девочка купила …».
-
Игры
с фонариком «Чьё зеркало» и т.д.
С помощью таких игр развиваю
тактильные ощущения, пространственные представления, лексико-грамматические
категории, фонематическое восприятие, психические процессы, фантазию. А также
использую их для профилактики дисграфии.
1.3.
Материально-технические условия
Для качественной организации
образовательного процесса была создана материально-техническая база логопункта:
изготовлены пособия для коррекции звукопроизношения, приобретены методические
пособия по коррекции дисграфии и дислексии, изготовлен экран достижений,
информационные плакаты и дидактический наглядный материал, приобретены CD диски с
интерактивными играми: «Читаем с логопедом», «Звуковой калейдоскоп», «Звуковой
калейдоскоп 2».
Логопедическая
диагностика проводилась с использованием программы для обследования письменной
речи и чтения у детей от 7 лет, позволяющая выявить и локализовать проблемы в
этой области «ЛогоБлиц: Школа» развивающего портала
mersibo.ru (2019-2021 гг.).
В
программе 3 крупных направления: речевая карта, диаграмма и звуковой журнал.
Речевая
карта. В ней 3 раздела: диагностический, раздел с оценками и общее заключение.
В
диагностическом разделе собраны задания для ребенка по 8 блокам: фонематические
процессы, слухо-речевая память, пространственные представления и другие.
Ребенок выполняет задания, и вы отмечаете его результаты в карте. Возможные
результаты уже занесены в программу, так что вы не пишите их вручную, а
отмечаете галочкой подходящие варианты.
Формат
заданий разный: интерактивные игры, картинный материал, текстовая инструкция
для специалиста или задания для печати. В пяти блоках есть задания двух уровней
сложности.
Дополнительно
вы можете внести свои наблюдения о качестве чтения, почерка, утомляемости
ребенка в отдельных разделах. Общее заключение заполняется в конце всего
обследования.
Мы
учли рекомендации коллег, использующих ЛогоБлиц для дошкольников, и сделали
новый ЛогоБлиц удобнее: добавили в каждый раздел поле для дополнительной
информации.
Речевая
карта формируется из ваших отметок и записей автоматически, вы сможете сразу ее
распечатать или сохранить на компьютере. Количество карт практически не
ограничено. Обратите внимание, информация, которую вы вносите, хранится на
компьютере, а не на флешке.
Диаграммы. По речевой карте можно построить
диаграмму. Вы увидите свои отметки по каждому разделу: что у ребенка хорошо
получилось, что хуже, что вы еще не обследовали.
Такая
диаграмма поможет:
- выявить
причину проблем с чтением и письменной речью
- наглядно
показать «слабое» место в речевом развитии ребенка
- проверить
эффективность выбранной коррекционной методики
- продемонстрировать
результаты занятий родителям и коллегам
- увидеть
карту целиком и быстрее в ней ориентироваться
Звуковой журнал. Вы сможете вести аудиозаписи
речи ребенка. Они будут храниться в хронологической последовательности с вашими
комментариями. Записи помогут следить за динамикой качества чтения,
звукопроизношения, а также демонстрировать результаты вашей работы родителям и
коллегам.
Программа
зарегистрирована в Реестре отечественного ПО (регистрационный номер 5519)
Коррекционно-развивающая
логопедическая работа по профилактике и коррекции дисграфии, дислексии и
дизорфографии проводится с использованием учебно-методических пособий:
-
Кузнецова
Ольга «Учим читать и писать детей с нарушениями речи, предупреждаем дисграфию».
Практическое пособие для родителей и педагогов.
-
Зегебард
Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии. Рабочие материалы.
-
Ефименкова
Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов
-
Чистякова
О.В. Исправляем дисграфию: 500 упражнений для учащихся 1-4 классов.
-
Р.И.
Лалаева Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов
дефектологических факультетов пед. Вузов: Нарушения письменной речи: Дислексия.
Дисграфия.
- УМК Китикова А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников: учебно-метод./ под науч. ред. О.В. Елецкой. Ч1, Ч2, Ч3.
-
Методические
рекомендации к тетради для проверочных работ и рабочей тетради по коррекции
дизорфографии у младших школьников: учеб-метод. Пособие.
-
Порошина
Елена Александровна. Комплект Рабочих тетрадей «Нейропсихологическая коррекция
письма».
-
Порошина
Елена Александровна. Комплект Рабочих тетрадей «Нейропсихологическая коррекция
чтения».
-
Воронская
Т.Ф. Пропись 1, 2, 3.
-
Воронская
Т.Ф. Обучение письму детей с проблемами в развитии: Методическое пособие к
прописям.
Комментариев нет:
Добавлять новые комментарии запрещено.