ФГОС начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных для реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательного
учреждения.
В
основе ФГОС начального общего образования лежит системно-деятельный
подход, который
предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества,
инновационной экономики;
- ориентацию на результаты образования, как система образующий компонент ФГОС,
где развитие личности обучающегося на основе
усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель
и основной результат
образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей
каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
В соответствии с ФГОС при итоговой оценке качества усвоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля
успеваемости в процессе освоения содержания отдельных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач, в том числе, и на основе коммуникативных и информационных умений.
В связи с этим, в целях обеспечения реализации
основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия,
обеспечивающие возможность:
- использования в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельного
типа;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников;
- обновления содержания основной образовательной программы начального
общего образования, а также методик и технологий ее реализации;
- эффективного управления образовательным учреждением с использованием
ИКТ-
технологий;
- формирование информационно-образовательной среды образовательного учреждения.
Реализация задач, поставленных ФГОС начального общего образования должна способствовать повышению качества как начального общего образования, так и образования в
целом.
В связи с принятием национальной инициативы «Наша новая
школа» и переходом на новые образовательные стандарты акцент переносится на
воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности
самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать
принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в
разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов
и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс
альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Главная идея компетентностного подхода:
«нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать
определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и
отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации».
Этим обусловлено введение
в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на
основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Исследовательская и
проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит
средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности
в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в
образовательную систему.
Метод проектов и обучение
в сотрудничестве находят все большее применение в практике преподавания
начальных классов. Причин тому несколько:
• необходимость не столько передавать
ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно,
уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и
практических задач;
• актуальность приобретения
коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах,
исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.)
• актуальность широких человеческих
контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну
проблему;
• применение дифференцированного
обучения и индивидуального подхода при работе с одаренными детьми и детьми
имеющих особые образовательные потребности;
• значимость для развития человека
умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую
информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать
гипотезы, делать выводы и заключения.
Проектное
обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных
материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной
литературой. Выполняя проект, учащиеся обращаются не только к учебникам, но и
к другой учебно-методической литературе,
к ресурсам сети Интернет, школьной медиатеке.
Таким
образом, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и
общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор
как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт
возможность лучше раскрыть собственный потенциал, а включение проектной
деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности
учащегося в области решения проблем и коммуникаций.
Объектом моей педагогической
деятельности выступает процесс формирования информационной компетенции
учащихся.
Предметом – информационная
компетенция учащихся.
Цель – создание условий для
формирования информационной компетенции учащихся через использование проектных
технологий.
В
соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы
следующие задачи:
1.
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и
нормативно-правовую основу по данной теме.
2.
Познакомиться с классификацией ключевых компетенций учащихся
начальных классов.
3.
Освоить методику проектных технологий в образовательном процессе
начальной школы.
4.
Определить педагогические условия, способствующие эффективной
реализации процесса формирования информационной компетенции учащихся начальных
классов с использованием проектных технологий;
5.
Проанализировать педагогическую деятельности за 2009-2014 уч.
годы.
6.
Спланировать педагогическую деятельность на следующий
межаттестационный период.
Я
предполагаю, что формирование информационной компетенции учащихся с
использованием проектных технологий будет более эффективным, если
будут созданы следующие педагогические условия:
–
организация и поддержка разнообразных видов деятельности обучающихся, ориентация
на личность обучающихся, развитие способностей;
–
вовлечение обучающихся во внеурочную проектную деятельность;
–
участие учащихся в творческих конкурсах, интеллектуальных играх разного уровня;
–
использование в профессиональной деятельности педагога
информационно-коммуникационные технологии;
–
расширение взаимосвязей с учреждениями культуры и дополнительного образования;
– повышение уровня профессиональной
квалификации педагога в области проектных технологий.
Формирование и развитие информационной компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной (общей и
предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности
к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и
интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем
и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.
Формирование конкурентоспособной
личности начинается уже в начальной школе, а может быть еще и раньше. Специфика
воспитания такой личности в младшем школьном возрасте в условиях реалий
современного образования заключается в следующем: нам нужны деятельностные
формы и методы обучения, т.е. групповые, игровые, ролевые,
практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные. Именно с их помощью можно
решить важнейшие задачи, которые выдвигает перед образованием современная
действительность: развить у учащихся самостоятельность и ответственность;
сформировать умение отстаивать свои права; развить способность к созидательной
деятельности; воспитать толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести
диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Поэтому нашей целью является создание
условий на первой ступени обучения для реализации компетентностного подхода
через использование метода проектов.
Значение проектной
технологии в развитии ключевых компетенций учащихся:
• формируется научно-теоретическое,
нестандартное мышление учащихся;
• осваиваются основы исследовательской
деятельности;
• создаётся ситуация успеха
(переживание радости от самостоятельных открытий);
• предоставляется возможность
самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);
• развивается способность к рефлексии.
В основе проектных технологий лежит
развитие познавательных навыков
учащихся, умений самостоятельно конструировать
свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического
и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Главная идея проектной деятельности
состоит в том, что лишь та деятельность выполняется учеником с большим
увлечением, которая выбрана им самостоятельно. Именно проектная деятельность
позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы
знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности
информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой
личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных
условиях.
Проектное обучение позволяет
реализовать следующие цели обучения:
·
Способствовать
повышению личной уверенности у каждого участника процесса, его самореализации и
рефлексии.
· Развивать осознание значимости
коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, развитие
коммуникабельности.
·
Развивать
исследовательские умения.
Использование проектной
деятельности решает сразу несколько задач
в сфере обучения и воспитания: каждый ученик может проявить себя как
творческая личность; каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по
душе»; добывание знаний детьми строится
на принципах проблемного обучения; у учащихся развиваются навыки
самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах; школьники учатся
самовыражению, самоопределению, самореализации; работа над проектом воспитывает
целеустремленность, инициативность; фундаментальные знания связываются с
эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.
Комментариев нет:
Добавлять новые комментарии запрещено.