Методическая работа

С введением ФГОС обучающиеся с ОВЗ наряду со всеми имеют право на получение общего образования Согласно статье 42 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» No273-ФЗ, обучающийся, испытывающий трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации «вправе получать психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь». Одним из требований образовательных стандартов является сопровождение учащихся, испытывающих трудности в обучении. Важным условием реализации программы сопровождения детей начальных классов является сотрудничество учителей со всеми специалистами: учителями-предметниками, социальными педагогами, психологами, дефектологами, логопедами, учителями ГПД, медиками, родителями (законными представителями).

Введение ФГОС НОО предлагает в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные. Результаты деятельности школьного учителя-логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, что, как мы видим, является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной школе. С введением нового стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, деятельность школьного учителя-логопеда как полноценного участника образовательного процесса должна стать более значимой. Программа сопровождения обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям в освоении основных учебных программ начального общего образования, коррекционных недостатков в физическом и психическом развитии, их социальной адаптации.

Служба сопровождения в школе работает по личностно-ориентированной модели. Цель усилий всей команды – не только ребёнка адаптировать к образовательному процессу, но и процесс «приспособить» к ребёнку, его образовательным потребностям и способностям, сделать его более экологичным. Основной задачей учреждения является подготовка детей к самостоятельной жизни и их успешной адаптации в обществе. Обучение воспитанников строится на принципах защиты прав и интересов детей.

Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках психолого-педагогического консилиума школы. Учитель-логопед является членом команды специалистов, реализующих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.

В соответствии с Распоряжением Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» утверждено в новой редакции (Распоряжение Минпросвещения РФ от 06.04.2021 № Р-77). Количество обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6 - 12 указанных обучающихся.

На сегодняшний день существует противоречие – между разработанной нормативной базой, регламентами, порядком организации логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ и реальной ситуацией в общеобразовательных организациях. Речевые нарушения приобретают все более тяжелые формы дефектов, сочетающиеся с задержкой психического развития резедуально-органического и социального генеза. Необходимо отметить, что на сегодняшний день речевая патология становится все сложнее. Дети начинают говорить позже, чем их сверстники 10-15 лет назад. Количество детей с речевыми дефектами постоянно растет (превышая норму на 1 штатную еденицу), а нарушения выражены более резко как в плане звукопроизношения, так и в отношении таких сторон речи как фонетико-фонетическая, лексико-грамматическая, связная речь. Патологии носят системный характер. Таким детям необходим комплексный подход.

Выявленное противоречие позволило следующим образом сформулиро­вать проблему: каковы педагогические условия, способствую­щие коррекция речевых нарушений у обучающихся с особыми образовательными потребностями с использованием современных образовательных технологий.

Объектом моей педагогической деятельности выступает процесс коррекции речевых нарушений.

Предметом – коммуникативная компетенция учащихся.

Целькоррекция речевых нарушений у обучающихся с особыми образовательными потребностями с использованием современных образовательных технологий.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформули­рованы следующие задачи:

-                    осуществлять обучение, воспитание и развитие обучающихся с учётом их психолого-физиологических особенностей, применяя современные образовательные технологии, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, способствовать социализации личности воспитанников; 

-                    осуществлять коррекцию недостатков в развитии, компенсацию нарушенных функций, формирование универсальных учебных действий и личностного развития обучающихся;

-                    расширять образовательное пространство обучающихся через организацию внеклассной работы, вовлечение их в конкурсное движение;

-                    обобщение и представление педагогического опыта по коррекции речевых нарушений у обучающихся с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС с ОВЗ;

-                    систематическое повышение квалификации.

Глава 1. Анализ условий организации работы учителя-логопеда в образовательной организации

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Очень много детей приходит в школу, не посещающих детские сады и с ними не проводилась работа по формированию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозом общее недоразвитие речи, препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом. Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки в понимании и употреблении слов.

Опыт обучения таких детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.

 

1.1. Организационно-педагогические условия

Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается:

1. В разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ.

2. В помощи в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.

3. В подборе дидактических и методических материалов.

4. В ведении документации.

Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.

В содержание данного направления входят следующие аспекты:

1. Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

2. Организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

Цель: оказание своевременной помощи, направленной на устранение имеющихся пробелов в развитии устной и письменной речи.

Коррекционно-развивающие занятия с учащимися 1-4 классов проводились как индивидуально, так и в группах, в соответствии с расписанием. Группы комплектовались с учётом вида речевой патологии по 4-5 человек Учителем-логопедом были разработаны и реализованы следующие программы (См. прил. 1):

-     РП «Коррекция устной и письменной речи обучающихся 1-4 классов с ОВЗ»

-     РП «Коррекция письменной речи обучающихся 5-9 классов с ОВЗ»

-     РП «Коррекция звукопроизношения обучающихся 1 классов с ОВЗ»

Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ:

-     Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)

-     Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)

-     Частый повтор упражнений с элементами новизны

-     Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)

-     Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)

-     Конкретность и доступность заданий

-     Умеренный темп работы

-     Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т. д.)

 

1.2. Педагогические технологии

На коррекционно-развивающих занятиях особое внимание уделяется здоровьесбережению обучающихся. Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы.

Ведущий принцип – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

-     улучшение памяти, внимания, мышления;

-     повышение способности к произвольному контролю;

-     улучшение общего эмоционального состояния;

-     повышается работоспособность, уверенность в себе;

-     стимулируются двигательные функции;

-     снижает утомляемость;

-     улучшаются пространственные представления;

-     развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

-     стимулируется речевая функция;

-     улучшается соматическое состояние.

В своей работе я использую кинезиологические упражнения. Они активизируют различные отделы коры больших полушарий, развивают способности, память, внимание, речь, мышление. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», помогают моим обучабщимся стать внимательными, активными, и улучшают их учебные достижения!

Основателями кинезиологии являются  американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны. Как справедливо заметил Мишель де Монтель мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно. Приготовились.

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок-

И зажали в кулачок.

«Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

«Су-джок» терапия. При помощи массажа «Су-джок» происходит воздействие на точки кистей рук, что способствует стимуляции речевых зон коры головного мозга и снятию напряжения. Развитие мелкой моторики способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, работоспособности, усидчивости. Происходит снятие напряжения, развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Рекомендуем массаж выполнять в начале занятия, в середине и перед выполнением письменных работ. Стихи мои дети заучивают и проговаривают вместе с движениями. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.

Упражнение «Будь здоров»

Чтоб здоров был пальчик наш

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрем,

И к другому перейдем.

«Мы колечки надеваем»

Мы колечки надеваем,

Пальцы наши украшаем.

Надеваем и снимаем,

Пальцы наши упражняем.

Будь здоров, ты пальчик мой,

И дружи всегда со мной.

Биоэнергопластика. Развивает артикуляционную и мелкую моторику, координацию движений, активизирует интеллектуальную деятельность. Бионергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.

Основной принцип биоэнергопластики — это сопряженная работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Использовать можно музыкальное сопровождение, персонажи, перчатки, счет, стихи, презентационные материалы. Благодаря совместному движению руки и артикуляционного аппарата активизируется естественное распределение биоэнергии в организме. Развивается координация движений и мелкая моторика, формируются кинестетические ощущения.

Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «АЛФАВИТ»

Синхронизирует работу полушарий головного мозга. Нужно произносит верхнюю букву в паре и поднимать правую руку, если снизу буквы «П», и левую руку, если снизу буква «Л». Если снизу буква «О», то одновременно поднимает обе руки.

На своих занятиях я использую артикуляционные упражнения с элементами биоэнергопластики в форме сказок.

Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Феноменальная память - это не дар. Это навык.

Приемы мнемотехники я использую для составления описательных рассказов, пересказа текста, запоминания и проговаривания скороговорок, стихов и потешек.

Виды мнемотехник:

1. Мнемоквадрат

2. Мнемодорожки

3. Мнемотаблица

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная     информация.  С помощью приёмов мнемотехники я облегчаю запоминание, развиваю образное мышление, снимаю эмоциональное напряжения, формирую интерес к учёбе, снижаю тревожность.

Варианты игр с мнемотаблицами:

1. Восстановить последовательность картинок по памяти;

2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

4. Найти лишнюю картинку;

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

7. Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай». Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа с опорой на образы, то есть происходит отработка метода запоминания.

Как сказал К.Д. Ушинский Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. В своей работе я использую мнемотаблицы, как эффективное средство профилактики аграмматической дисграфии.

Я активно использую игровые технологии в своей деятельности. Являюсь пользователем развивающего портала  «Мерсибо», который позволил мне использовать в своей работе инновационные педагогические технологии и интерактивные методы обучения. База интерактивных игр «Мерсибо» позволяет решить задачи в соответствии с ФГОС по развитию речи детей, наиболее эффективным для ребенка способом – в игре.

1. Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата.

2. Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи.

3. Игровые технологии для развития мелкой моторики.

4. Игровые технологии для развития общей моторики.

С помощью камешков Марблс и фигурок воздействую на биологически активные точки кистей рук, стимулирую речевые зоны коры головного мозга, снимаю негативное напряжение.

С камешками Марблс дети выполняются задания «Морское дно», «Цветочная поляна», «Приведи пчелку к домику» и т. д. Упражнения с камешками тренируют у детей мелкую моторику, ловкость, глазомер, координацию движений, привлекают внимание, вызывают положительные реакции, радость, улыбку.

Игры на липучках: дифференциация звуков «Лётчики», «Ларец», падежи (П. п.) «Девочка мечтает о…» и др.

-     Обучение чтению, автоматизация дифференциация звуков – круги.

-     Игры с прищепками «Найди звук».

-     Грамматические круги «Девочка купила …».

-     Игры с фонариком «Чьё зеркало» и т.д.

С помощью таких игр развиваю тактильные ощущения, пространственные представления, лексико-грамматические категории, фонематическое восприятие, психические процессы, фантазию. А также использую их для профилактики дисграфии.

 

1.3. Материально-технические условия

Для качественной организации образовательного процесса была создана материально-техническая база логопункта: изготовлены пособия для коррекции звукопроизношения, приобретены методические пособия по коррекции дисграфии и дислексии, изготовлен экран достижений, информационные плакаты и дидактический наглядный материал, приобретены CD диски с интерактивными играми: «Читаем с логопедом», «Звуковой калейдоскоп», «Звуковой калейдоскоп 2».

Логопедическая диагностика проводилась с использованием программы для обследования письменной речи и чтения у детей от 7 лет, позволяющая выявить и локализовать проблемы в этой области «ЛогоБлиц: Школа» развивающего портала mersibo.ru (2019-2021 гг.).

В программе 3 крупных направления: речевая карта, диаграмма и звуковой журнал.

Речевая карта. В ней 3 раздела: диагностический, раздел с оценками и общее заключение.

В диагностическом разделе собраны задания для ребенка по 8 блокам: фонематические процессы, слухо-речевая память, пространственные представления и другие. Ребенок выполняет задания, и вы отмечаете его результаты в карте. Возможные результаты уже занесены в программу, так что вы не пишите их вручную, а отмечаете галочкой подходящие варианты.

Формат заданий разный: интерактивные игры, картинный материал, текстовая инструкция для специалиста или задания для печати. В пяти блоках есть задания двух уровней сложности.

Дополнительно вы можете внести свои наблюдения о качестве чтения, почерка, утомляемости ребенка в отдельных разделах. Общее заключение заполняется в конце всего обследования.

Мы учли рекомендации коллег, использующих ЛогоБлиц для дошкольников, и сделали новый ЛогоБлиц удобнее: добавили в каждый раздел поле для дополнительной информации.

Речевая карта формируется из ваших отметок и записей автоматически, вы сможете сразу ее распечатать или сохранить на компьютере. Количество карт практически не ограничено. Обратите внимание, информация, которую вы вносите, хранится на компьютере, а не на флешке.

 Диаграммы. По речевой карте можно построить диаграмму. Вы увидите свои отметки по каждому разделу: что у ребенка хорошо получилось, что хуже, что вы еще не обследовали.

Такая диаграмма поможет:

-     выявить причину проблем с чтением и письменной речью

-     наглядно показать «слабое» место в речевом развитии ребенка

-     проверить эффективность выбранной коррекционной методики

-     продемонстрировать результаты занятий родителям и коллегам

-     увидеть карту целиком и быстрее в ней ориентироваться

 Звуковой журнал. Вы сможете вести аудиозаписи речи ребенка. Они будут храниться в хронологической последовательности с вашими комментариями. Записи помогут следить за динамикой качества чтения, звукопроизношения, а также демонстрировать результаты вашей работы родителям и коллегам.

Программа зарегистрирована в Реестре отечественного ПО (регистрационный номер 5519)

Коррекционно-развивающая логопедическая работа по профилактике и коррекции дисграфии, дислексии и дизорфографии проводится с использованием учебно-методических пособий:

-     Кузнецова Ольга «Учим читать и писать детей с нарушениями речи, предупреждаем дисграфию». Практическое пособие для родителей и педагогов.

-     Зегебард Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии. Рабочие материалы.

-     Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов

-     Чистякова О.В. Исправляем дисграфию: 500 упражнений для учащихся 1-4 классов.

-     Р.И. Лалаева Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов пед. Вузов: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия.

-     УМК Китикова А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников: учебно-метод./ под науч. ред. О.В. Елецкой. Ч1, Ч2, Ч3.

-     Методические рекомендации к тетради для проверочных работ и рабочей тетради по коррекции дизорфографии у младших школьников: учеб-метод. Пособие.

-     Порошина Елена Александровна. Комплект Рабочих тетрадей «Нейропсихологическая коррекция письма».

-     Порошина Елена Александровна. Комплект Рабочих тетрадей «Нейропсихологическая коррекция чтения».

-     Воронская Т.Ф. Пропись 1, 2, 3.

-     Воронская Т.Ф. Обучение письму детей с проблемами в развитии: Методическое пособие к прописям. 

Комментариев нет: